Интересно про Анну Герман

Интересно про Анну ГерманВ Википедии написано, что впервые вы услышали голос Анны Герман, когда вам было шесть лет. Правда ли это, и если да, то помните ли вы этот первый раз? Что это была за песня, ваши ощущения… И сыграли ли в этом какую-нибудь роль ваши родители?
 
Да, впервые я услышал голос Анны Герман, когда мне было шесть лет. Я гостил у бабушки и очень любил слушать записи сказок на пластинках. Любимыми пластинками были «Кот в сапогах» и «Бременские музыканты». Среди пластинок я и нашел виниловый диск Анны Герман «Последняя встреча». Мне очень понравилась женщина на фото. Я спросил у бабушка, кто это, она ответила, что это польская певица с трагической судьбой. В голове шестилетнего ребенка не складывалось: певица польская, судьба трагическая, а на фото абсолютно красивая цветущая женщина с абсолютно русской внешностью.
 
Я до сих пор помню то ощущение – самый первый момент, когда я включил проигрыватель, поставил пластинку и зазвучал голос: «Белый цвет, черемухи цвет, это весны веселый привет…». Я по двадцать-тридцать раз в день слушал эту запись и не мог наслушаться. Конечно, понравился голос, понравилась песня, но более всего увлекла загадка – столько света и доброты было в этом голосе и никак не было в нем трагизма. Разве могла умереть молодой такая красивая женщина? От ее портрета веяло какой-то неземной теплотой… Спустя годы я узнал, что моя мама, будучи в положении, ожидая моего появления, во время прогулок напевала песни «Эхо любви» и «Когда цвели сады». Значит, песни Анны вошли в меня с молоком матери.
 

Какая вообще музыка звучала у вас дома во времена вашего детства?
 
У нас было довольно много пластинок. Анну Герман я чаще всего слушал у бабушки, а дома у меня тоже были любимые пластинки: русские народные и белогвардейские песни Жанны Бичевской, хор под руководством Владимира Минина, записи органа рижского Домского Собора. Мне всегда нравилось хоровое пение, русские народные песни. Когда приходили гости, за столом у нас всегда пели. Дома всегда было пианино, на котором играла мама и была гитара, на которой играл папа. В постоянном репертуаре нашей семьи были народные песни («Шумел камыш», «То не ветер ветку клонит», «Хаз-Булат удалой») и песни «The Beatles». Папа не был поклонником советской эстрады, но однажды, когда заиграла песня Анны «Я верю, что любовь всегда права», он начал подпевать. Значит, и его не обошла стороной такая музыка.
 
Почему именно Анна Герман произвела на вас такое впечатление? Почему не какая-то другая певица?
 
Мы не выбираем свои симпатии в жизни. Сердцу не прикажешь, как говорится. Я вообще люблю музыку, мне нравятся многие исполнители, люблю и классическую музыку, но так вышло, что творчество Анны Герман стало делом моей жизни. Думаю, что такие вещи предопределяются свыше.
 
Меня давно интересует такой вопрос: несложно понять, откуда взялась великая британская культура, французская, испанская, итальянская, немецкая и так далее. Страны с богатой историей, бывшие империи. А вот как возникла не менее великая польская культура, с ее прекрасной поэзией, удивительными литературными, музыкальными и изобразительными традициями (могу накидать тут кучу имен, но, полагаю, вы их и без меня знаете)? Чем так выделяется Польша среди других восточноевропейских стран?
 
Это сложный вопрос. Могу ответить, основываясь только на своих собственных наблюдениях. Мне кажется, что Польша – это особенная страна, чья культура формировалась под влиянием Запада и Востока. Это специфика географического положения, это историческая составляющая. Поляки всегда смотрели в сторону Европы – это видно и в музыкальной культуре, и в архитектуре, и в политической системе, и в отношении к религии. Но поляки – славяне и это тоже отражено в их характере. Если говорить о музыке, то она разная даже в разных регионах Польши – территории, прилегающие к Украине и Чехии, часто используют в своих музыкальных произведениях, в песенном творчестве фольклорные мотивы. В таком «гуральском» стиле в начале 60-х иногда выступала и Анна Герман.
 
Территории, находящиеся на западе Польши – это уже более европеизированная культура. Запад Польши находится в постоянном соприкосновении с Германией, многие нынешние польские города – это бывшие немецкие города (Вроцлав, Шечин). Отношение поляков к Анне Герман во многом показывает эту особенность польского менталитета – в Польше ее считали своей, но при этом не забывали и о ее популярности в России. До недавнего времени я часто встречался с мнением поляков: «А что, Анна Герман до сих пор известна в России? За что вы так ее любите? У нас в Польше ее забыли, она мало сделала для польской культуры». Сейчас, когда первая кнопка польского телевидения показывает сериал об Анне Герман, поляки наконец увидели, талант какого масштаба столько лет находился в забвении. Полякам стала интересна ее судьба, многие слушают и смотрят записи Анны в интернете и теперь их мнение поменялось на прямо противоположное: «Россия вернула в Польшу ее национальное достояние».
 
И, пожалуй, напоследок: вы сказали, что планируете сделать об Анне Герман не менее пяти книг. Покамест вышло три. Что еще «не охвачено», о чем бы вы хотели писать дальше?
 
Вы правы, именно не менее. А Бог даст – будет и более. На днях издательство «Алгоритм» выпустило особенное подарочное издание «Анна Герман. Эхо любви» – это мемуары Анны Герман и ее интервью с огромным количеством фотоиллюстраций из моего архива и из архива семьи Анны. На очереди – работа над следующими книгами: «100 воспоминаний о Анне Герман» и «Анна Герман сама о себе». Мною собраны воспоминания более чем ста человек, друживших и работавших с певицей. А в книге «Анна Герман сама о себе» – фрагменты интервью, личных писем певицы.
 
Вы называете свой дом «музеем Анны Герман», расскажите, как образовался ваш архив.
 
Архив складывался на протяжении 15 лет. Это огромная работа: встречи, поездки, поиски… Об этом можно много рассказывать, на сегодняшний день в моем архиве более полутора тысяч уникальных фотографий Анны, документы из ее личного архива, работы ее поклонников (статуэтки, картины, работы по дереву и т.д.), огромная фонотека и архив видео. Мне очень многие люди помогали собирать этот архив. Весь свой архив мне передала Анна Николаевна Качалина, самая близкая подруга Анны, редактор всех ее записей на «Мелодии». Многие материалы я получил от Збигнева Тухольского, мужа Анны. Так что нельзя сказать, что эта коллекция – только моя заслуга…
 
Беседовал Дмитрий Малков
© Книжное обозрение

 

Create & Design Alexandr Nemirov