Попали в переплет

Попали в переплетВ Россию приходит мода на медиалитературу, говорят издатели.
 
Хорошо продаются издания о приключениях Сноудена, смерти Березовского и женщинах Сердюкова. «МН» выясняли, как и кто пишет подобные книги и какие новости тянут на бестселлер… В издательстве «Алгоритм», которое занимается в основном общественно-политической литературой и выпускает большинство медийных книг в России, отбором инфоповодов и подходящих авторов занимаются все без исключения редакторы. «В самый разгар скандала в Большом театре у нас вышла книга «Черные лебеди». На обложку мы на свой страх и риск поместили Николая Цискаридзе, — говорит директор издательства «Алгоритм» Сергей Николаев. — Книга вышла, скандал в Большом закончился, но, несмотря на это, она продолжает продаваться».
 
Иногда авторы приносят издателям уже готовые книги, но часто и сами издательства заказывают их журналистам. По словам Николаева, авторы редко приносят что-то с целью заработать: слишком маленькие тиражи. В основном свои книги предлагают те, кто увлекается какой-то наболевшей темой. В таких изданиях обычно 200-300 страниц, тиражи — от 2-10 тыс. экземпляров. Цены на подобную литературу редко поднимаются выше 300 руб. «Сейчас, чтобы авторы работали над книгой год, это редкий случай, — говорит издатель. — Обычно они собирают посты в ЖЖ и публикации в СМИ, а степень проработки может быть разной»…
 

«Если есть какой-то инфоповод, к которому можно подготовиться заранее, мы начинаем что-то планировать примерно за полгода. Смотрим, что у нас уже есть, а что можно переформатировать и переиздать, — раскрывает редакционную кухню Николаев. — Так было с выборами президента в прошлом году, когда мы заранее выпустили целую серию книг про Путина, поскольку бренд раскрученный. Выборы прошли, а книги до сих пор продаются»…
 
В 2012 году «Алгоритм» издал книгу об участницах Pussy Riot. Девушки на тот момент сидели в тюрьме, и договор издательство заключало с адвокатами. Но, когда книга вышла, оказалось, что адвокаты успели поменяться, и издание пришлось изъять из продажи.
 
«Нас попросили, и мы просто не стали продавать книгу: не захотели ссориться, — говорит издатель. — На скандалы мы не нарываемся».
 
Читать материал полностью.
 
Александра Ильина, «Московские новости»
 

Create & Design Alexandr Nemirov