«А дамы не знали?»

IMG_1147В последнее время пресса балует наше издательство своим вниманием. Основная тема или идея наших вольных или невольных оппонентов, которую они высоко подняли на щит своих таблоидов: «книга есть, автора нет!», то есть подразумевается, а иногда и прямо заявляют, что мы издаем книги, текст которых не согласован с авторами, а иной раз авторы вообще не имели понятия об этих книгах.

Нам есть, что сказать по этому поводу. Первое объяснение – самое простое и банальное. Наше издательство выпускает сотни книг, процесс идет быстро и непрерывно, поэтому случается, что какие-то книги не проходят все положенные согласования. Прибавьте к этому, что наши авторы проживают по всему миру, – надо ли удивляться, что с кем-то мы просто не успеваем связаться в срок? Это, конечно, не оправдание, это объяснение, – и если уж оно банальное, то позволим себе еще одну банальность: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Также очень часто исключительные авторские права передаются авторами на длительные сроки (в России – до 5 лет) не по лицензионным договорам, а по договорам передачи прав, потом перепродаются и не по одному разу. В этих случаях автор может быть даже не в курсе, что права на его книгу были кому-либо переуступлены. Впрочем, мы не устаем повторять, что все проблемы решаются, мы открыты для диалога. В дополнение к этому отметим, что подавляющее большинство наших книг выходят с соблюдением всех необходимых юридических процедур. Мы работаем более 20 лет и у нас есть договоры с очень–очень знаменитыми и уважаемыми людьми, которые охотно сотрудничают с «Алгоритмом».

Второе. Субъективный фактор. Мы полагаем, что не раскроем большого секрета, если скажем, что среди авторов встречаются не только сговорчивые, благоразумные и благородные натуры. Есть и такие, кто зациклен на свой «звездности», кто любит вести переговоры бесконечно, сначала принимая решение, затем вдруг, внезапно, не объясняя причин, отказываясь от него, и так, зачастую, несколько раз подряд – одним словом, работа с творческими людьми – это всегда также творческий процесс, в который бывает вовлечено множество сторонних людей: литературных агентов, промежуточных правообладателей, авторов переводов и т.п. Все эти разные люди, с правовой точки зрения, всегда действуют по-разному: каждый исходя из своих собственных интересов и, к сожалению, не всегда такие действия имеют твердую правовую основу.

Например, бывают ситуации, когда авторы повторно передают одно и то же произведение нескольким издательствам, что провоцирует конфликт. Бывают также случаи, когда уступаются просроченные права. Агенты могут вводить в заблуждение авторов, а авторы – агентов. Бывает (с пожилыми авторами или их наследниками) и так, что они могут забыть, что кому-то когда-то уступили свои права.

Каждый книгоиздатель знает, в какой “испорченный телефон” превращаются иной раз многосторонние переговоры и сам процесс выпуска книги. Самое плохое, когда автор выдвигает претензии уже после выхода книги, – в этом случае, издательству приходится доказывать, что оно вело соответствующую работу, что текст автор видел (и не раз!) и т.д. и т.п. Это помогает не всегда, – бывает, что дело доходит до суда, а виноватым оказывается издательство.

Таким образом, либо надо сворачивать издательскую деятельность, либо смиряться с этим в хорошем смысле “сумасшедшим домом” и, конечно же, с постоянным вовлечением в такие “производственные” конфликты.

Все должны понимать, что основная задача издательства при возникновении проблем – это прийти к компромиссу и сохранить выпущенное издание, заинтересовать по возможности все стороны, имеющие документально подтвержденные правопритязания на то или иное произведение. Безусловно, при этом с этической и профессиональной точки зрения должны быть исключены вымогательство и шантаж любого рода.

Отсюда в силу объективных причин процесс подготовки каждой книги, во-первых, сложен, во-вторых, должен быть затянут во времени.

К нашему большому сожалению, для сегмента общественно-политической литературы такое промедление абсолютно недопустимо.

Дело в том, что в XXI век, век Facebook и Twitter, события сменяют одно другое с космическими скоростями: политическая жизнь летит, охватывая пространство и время семимильными шагами. Любая книга, чтобы попасть в мэйнстрим, то есть в основное течение этого сверхскоростного потока, чтобы находиться в фарватере новостей, должна выходить очень быстро. К сожалению, но это жесткое требование реальности, и здесь не приходится “рассусоливать”. И “Алгоритм”, и другие общественно-политические издательства, чтобы выжить, вынуждены принимать на себя риск последующих отказов, капризов, несогласий авторов и других правообладателей и принимать решения, в том числе основываясь только на устных договоренностях или не до конца проверенных контактах. Как говорится, “risque professionnel” (профессиональный риск).

Третье объяснение: конспирологическое и, наверное, для средств массовой информации самое интересное. Значительная часть наших книг – общественно-политические, а где политика, там интриги, своекорыстный расчет, постоянно меняющаяся ситуация. Поверьте, мы могли бы много интересного рассказать широкой публике о том, кто, как и почему выпускает свои книги…

Были такие люди, которые сами приносили нам свои произведения и умоляли напечатать, но потом, в силу изменившихся обстоятельств, требовали снять книгу с печати или даже уничтожить ее, если она уже вышла. Напомним, что мы коммерческое издательство и несем в таких случаях большие убытки. А кое-кто из подобных расчетливых людей судился с нами, доказывая, что мы выпустили книгу без его ведома. Повторим, что в действительности подобное случается у нас редко – мы не безгрешные, но и обвинять нас во всех смертных грехах несправедливо.

В заключение приведем короткую цитату из булгаковского «Мастера и Маргариты» (умный поймет!)»:

«— …Московская портниха, — бормотал Коровьев, — мы все ее любим за неистощимую фантазию, держала ателье и придумала страшно смешную штуку: провертела две круглые дырочки в стене…

— А дамы не знали? — спросила Маргарита.

— Все до одной знали, королева, — отвечал Коровьев, — я в восхищении…».

Мы любим всех наших авторов – именно они (да еще обстоятельства) сделали наше издательство таким, как оно есть!!!

Create & Design Alexandr Nemirov